- Бизнес-план

Бизнес с нуля: производство детского питания

Бизнес с нуля: производство детского питания

Экономические показатели работы производства детского питания (фруктовых и овощных пюре и соков), размещенного в цеху площадью 500 кв. м. и, при условии оформления помещения в аренду.

Начальные вложения, тыс. рублей 1500
Прибыль в год, тыс. рублей 1200
Срок окупаемости, в месяцах 15

Для начинающего предпринимателя открытие предприятия, которое будет производить детское питание, является одним из перспективных направлений коммерческой деятельности, несмотря на то что наладить его будет не совсем просто.
Производство детского питания является одним из высокорентабельных бизнесов, так как подобная продукция в любые времена пользуется стабильным спросом. Главное, правильно определиться с ассортиментом, который востребован в конкретном регионе.

Анализ рынка и конкуренция

Рынок детского питания сегментируется в зависимости от вида товара и возраста потребителя. По данным статистики на сегодняшний день в России структура реализации подобной продукции в натуральном выражении складывается следующим образом:

  1. Лидирующие позиции на рынке занимают специализированные пюре, их доля более 27%.
  2. Второй позицией являются детские смеси, занимающие около 20%.
  3. На третьем месте кисломолочная продукция и соки, доля которых на каждую около 17%.
  4. Оставшиеся 8% занимают другие виды детского питания, в том числе и специальная вода.

Если говорить о производителях, то большую часть рынка детского питания (около 72%) составляет импортная продукция. Лидерами поставки выступают следующие страны:

  • Швейцария;
  • Нидерланды;
  • Германия.

Основной продукт, который поставляют на российский рынок зарубежные страны – это сухие смеси и овощные пюре. Если говорить о конкуренции, то ситуация с ней на рынке детского питания довольно напряженная.

Новичку достаточно сложно будет пробиться в этом деле, так как по статистике на сегодняшний день в России действует более 40 крупных предприятий и плюс немалое количество импортеров, среди них производители таких известных марок, как:

  1. Данон.
  2. Нестле.
  3. Малютка.
  4. Heinz.
  5. Бабушкино лукошко.
  6. Тема.
  7. Сады придонья.
  8. Агуша и другие.

Проводя анализ рынка детского питания, можно с уверенностью сказать, что его развитыми сегментами являются фруктовые пюре и соки, каши, молочная и кисломолочная продукция. Перспективными направлениями бизнеса считаются производства по изготовлению сухих смесей, овощных пюре и детской воды.

При этом сухие смеси представляют собой нишу с высокими барьерами входа в виде:

  • дорогостоящего оборудования;
  • дорогостоящего сырья;
  • широкомасштабных компаний конкурентов.

Такие условия не совсем под силу начинающим предпринимателям. При реализации детской воды существует жесткая конкуренция с производителями обычной питьевой воды.

Оптимальным вариантом, который сможет осилить малый и средний бизнес, принято считать производство овощных пюре.

Регистрация и организация бизнеса

Приступая к регистрации бизнеса важно помнить, что любая деятельность, сопряженная с продуктами питания, требует обязательное наличие не только свидетельства о государственной регистрации, но и положительного заключения СЭС. Кроме того, прежде чем ставить свою компанию на учет в ФНС, предприниматель должен разработать ее потенциальный организационный проект, в котором предусмотреть следующие пункты:

  1. Вид и ассортимент продукции.
  2. Поставщиков сырья.
  3. Выбор подходящего помещения
  4. Оборудование, необходимое для функционирования производства.
  5. Кадровый состав предприятия.
  6. Каналы сбыта.

Необходимая документация

Для регистрации производства детского питания, как коммерческой деятельности и получения разрешающего документа от СЭС необходимо собрать следующий пакет документов:

  • регистрационное заявление установленной формы;
  • полный перечень нормативных и технических документов, предусмотренных законом для конкретного производства;
  • инструкции и аннотации;
  • этикетку потребителя;
  • заключения о проведенных экспертизах в отношении продукции (физико-химической, радиологической и т. п.);
  • акт об отборе проб;
  • копию товарного знака.

Выбор вида продукции

Перед открытием производства основным этапом становиться выбор вида продукции и возрастного контингента потребителей. Первоначально необходимо определиться с сегментом рынка, на котором будет работать предприниматель:

  1. Реализация детского питания для прикорма.
  2. Реализация заменителей грудного молока.

Наибольшим спросом пользуются пищевые товары, предназначенные для прикорма детей, они же занимают более 80% всего рынка. Кроме того, работать с производством молочных смесей для грудничков достаточно сложно из-за труднодоступности и высокой стоимости первоначального сырья.

В случае с продукцией для прикорма можно остановиться на следующих вариантах:

  1. Овощные и фруктовые смеси в виде смешанных пюре, соков, овощных и злаковых консервов и т. п. Такая продукция предназначена для детей от трех месяцев и старше и ее подразделяют на:
    • мелкоизмельченную;
    • крупноизмельченную;
    • гомогенизированную.
  2. Зерновые смеси в виде каш, растворимых печений и даже макаронных изделий. Предназначаются для прикорма детей после 4 месяцев и старше.
  3. Мясные и рыбные смеси в виде пюре, которые в свое время могут содержать овощные или молочные добавки. Такую продукцию также подразделяют в зависимости от степени измельчения:
    • гомогенизированные пюре разрешено давать детям с 5 месяцев;
    • пюреобразные смеси предназначены для детей с 7 месяцев;
    • крупноизмельченные пюре используют для кормления детей старше 9 месяцев.
  4. Молочные и кисломолочные продукты (йогурты, творожки и т. п.). Как правило, такой вид продукции рассчитан на полугодовалых детей и старше.

Поиск поставщиков сырья

После того как сделан выбор в сторону производства того или иного вида продукции, вторым важным вопросом становится задача по поиску поставщиков сырья.

Выполнять выбор материалов необходимо с особой тщательностью, так как нельзя допустить малейшего попадания некачественных и опасных для детского организма продуктов.

Поэтому за поступающим сырьем должен осуществляться строгий контроль как с реализующей его стороны, так и у самого производителя. При закупке продуктов для приготовления детского питания важно учитывать, что они должны быть:

  • выращены в экологически чистых условиях;
  • выращены без применения антибиотиков и пестицидов;
  • защищены от попадания бактерий и грибков в процессе транспортировки.

В зависимости от вида и ассортимента производимой продукции в качестве сырья потребуются следующие продукты:

  1. Овощи и фрукты, среди которых важное место занимают яблоки, персики, абрикосы, тыква, морковка, капуста, кабачок и многие другие.
  2. Полноценные крупы и мука, перемолотая из них.
  3. Мясо и рыба, среди которых птица, говядина, телятина, печень и язык, треска, хек, тунец, судак и т. д.
  4. Цельное и сухое молоко различной жирности, а также сливки и сметана.

Производственное помещение и оборудование

Независимо от вида продукции технологический процесс по ее изготовлению должен проходить в условиях специально оборудованного цеха, находящегося в помещении, отвечающим всем законным требованиям безопасности.

Прежде всего, помещение должно соответствовать нормам гигиены и быть оснащено хорошей системой вентиляции.

Эти же правила распространяются и на подсобные комнаты:

 

  • склады;
  • лаборатории;
  • бытовые залы.

СанПин обязывает владельцев цехов по производству детского питания очищать поступающий в них воздух через специальные фильтры. Кроме того, при организации производства важно учесть, чтобы продукты не располагались возле нагревательных приборов и возле мест попадания прямых солнечных лучей.

Для оснащения цеха по производству пюреобразного питания потребуется наличие следующего оборудования:

  • моечной машины;
  • дробилки;
  • паротермического аппарата;
  • бланширователя;
  • протирочного устройства.

Если предполагается изготавливать зерновую продукцию, то потребуются следующие агрегаты и устройства:

  1. Зерносушильный аппарат.
  2. Просеиватель.
  3. Помольная машина.
  4. Шнековая сушилка.
  5. Аспиратор.

Для предприятия по производству детских консервов необходимо наличие:

  • размораживающей камеры;
  • измельчительного устройства;
  • холодильной камеры;
  • аппарата обвалки мяса;
  • перемешивающего агрегата.

Также при составлении бизнес-проекта важно учесть, что при производстве любого вида детского питания, потребуется приобрести общее оборудование, без которого невозможен полноценный технологический процесс:

  1. Моечное устройство.
  2. Закатку.
  3. Автоклав.
  4. Машину по нанесению этикеток.
  5. Фасовочную машину.
  6. Нанос.
  7. Конвейер.
  8. Весы.
  9. Тележки.
  10. Погрузчики и т.п.

Персонал

Для открытия и эксплуатации производства детского питания потребуется принять на работу немалое количество сотрудников. В составе кадров необходимо учесть следующие должности:

  • грузчик и подсобный рабочий;
  • инженер;
  • уборщик;
  • бухгалтер;
  • технолог;
  • упаковщик и фасовщик;
  • менеджер по закупке и продажам;
  • охранник.

Количество единиц по каждой должности напрямую зависит от объемов производственного процесса.

Сбыт

На этапах организации производства детского питания, важно учесть заранее не только особенности технологического процесса, но и направления реализации и способы привлечения клиентов. Среди основных каналов сбыта можно выделить:

  1. Розничные торговые сети (супермаркеты).
  2. Небольшие продуктовые магазины.
  3. Специализированные магазины и отделы по реализации детского питания.
  4. Поставки в детские больницы в рамках государственных заказов.
  5. Собственный интернет-магазин.

Финансовая составляющая бизнеса

Финансовая составляющая бизнеса по производству детского питания напрямую зависит от таких факторов как:

  • вид и ассортимент продукции;
  • объемы производства;
  • способ приобретения помещения и оборудования (аренда или покупка);
  • регионы, в которых она будет реализовываться.

Последнее значение влияет на ценообразование, что непосредственно определяет размер будущих доходов предприятия. Не стоит забывать, что такая деятельность характеризуется высокой суммой стартового капитала.

Стоимость открытия и поддержания

Предположим, предприниматель решает выпускать следующий ассортимент детского питания:

  • овощные и фруктовые пюре;
  • фруктовые соки.

Для организации цеха он предполагает взять в аренду помещение площадью около 500 кв. м. Тогда величина его первоначальных вложений будет укладываться примерно 1,5 млн рублей, что включает в себя аренду за первый месяц, закупку оборудования и первоначального сырья (овощи и фрукты), а также расходы на рекламу и оформление документов.

В составе затратной части бизнеса важно также учесть и дальнейшие текущие расходы на его содержание, которые будут производиться каждый месяц.

Их сумма в среднем будет составлять 700 тыс. рублей, в ней учтены:

  1. Арендная плата.
  2. Коммунальные платежи.
  3. Заработная плата сотрудников.
  4. Покупка сырья и прочие хозяйственные и управленческие расходы.

Размер будущих доходов

Средняя оптовая цена для реализации в розничные сети одной баночки фруктового или овощного пюре, а также маленькой упаковки детского сока (200 мл) составляет 20 рублей. Скорее всего, в первый месяц работы объемы реализации будут небольшими — около 25 тыс. единиц продукции.

От хорошо построенной маркетинговой политики (реклама и каналы сбыта) они могут возрасти в два-три раза. Соответственно, средняя сумма будущей выручки предприятия будет достигать около 800 тыс. рублей в месяц.

Срок окупаемости

В среднем сумма ежемесячной прибыли малого производства на начальных этапах эксплуатации не будет достигать более 100 тыс. рублей. Поэтому, если говорить об окупаемости бизнеса по производству детского питания, то в конкретном примере, срок составит 1-1,5 года беспрерывной работы.

Если говорить о производстве любого вида детского питания, то нужно учитывать, что оно является довольно сложным бизнесом, так как в первую очередь требует серьезного подхода к качеству закупаемого сырья.

Открытие такой коммерческой деятельности предполагает наличие больших сумм на первоначальные затраты, а на начальных этапах потребуются немалые усилия на налаживание связей с покупателями продукции. Но, несмотря на все трудности, при умелой и грамотной организации бизнеса, он может стать довольно выгодным делом, приносящим хорошею прибыль.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.