Четверг, 16 ноября 2017   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Популярно
11:28, 22 июня 2016

Понятие франшизы в бизнесе


На сегодняшний день в мире представлено существенное количество всевозможных товаров, выпускаемых под определенным брендом. Это имя известно во многих странах и само по себе может являться рекламой товара.

Среди брендовой продукции встречаются одежда, обувь, технические средства, питание и многое другое. Использование любой торговой марки предполагает заключение договора франчайзинга. Разберемся, что он из себя представляет и как работает.

Что такое франчайзинг?

Франчайзинг предполагает заключение договора на использование бренда, продукции и самого бизнеса с целью продажи товара и заработка денег.

Основные определения

Sozdaem_i_prodvigaem_franshizyПо сути франчайзинг — это определенный вид отношений между деловыми партнерами:

  • франчайзи (тот, кто получает право вести бизнес);
  • франчайзер (тот, кто предоставляет право на ведение бизнеса).

Такие отношения оформляются в письменном виде и обязательно подлежат оплате. Ее размер обсуждается заранее.

Данная форма отношений позволяет покупателю франшизы использовать:

  1. Товары, производимые данной фирмой.
  2. Сам бренд.
  3. Деловую репутацию.
  4. Методику и правила ведения бизнеса.
  5. Товарные знаки.
  6. Иные исключительные права, принадлежащие франчайзеру.

Также не стоит забывать еще об одной разновидности франчайзинга, которая связана не только с продажей готовой продукции, но и с ее производством.

Например, владеть торговой маркой может компания в одной части света, а производство продукции осуществлять в другой. В зависимости от этого меняются и формы контрактов, добавляются новые существенные детали, меняется форма оплаты.

Принципы работы

Согласно данным статистики этот способ ведения бизнеса позволяет значительно сократить срок окупаемости всего бизнеса. Но и здесь не обходится без своих недостатков. Основным минусом франшизы является ее стоимость.

Ее необходимо будет внести одним из следующих способов:

  • с помощью единовременной выплаты при заключении договора (самая распространенная версия);
  • обязательством в определенный срок выкупить существенный объем продукции;
  • путем многократной выплаты в виде процента от продаж.
Согласно законодательству Российской Федерации такие отношения регулируются как договорные в форме коммерческой концессии. Это предполагает передачу правообладателем за вознаграждение определенного пакета прав иному лицу на определенный или неопределенный срок.

Помимо товара, деловой репутации и бренда часто покупателю предоставляется пакет мероприятий и советов по началу бизнеса.

Сюда могут входить:

  1. Советы по подбору персонала.
  2. Рекомендации по размещению офиса или магазина.
  3. Напутствия по оснащению и внешнему виду помещения.

Примеры франшиз

133643_6769182_bigПорой мы сталкиваемся с франшизой, даже не зная о том, что это именно она.

 

Приведем несколько конкретных примеров, чтобы понять, как распространен франчайзинг:

  1. Компания «Г.М.Р. Планета гостипреимства» была одной из первых, кто начал в России заключать подобные договора. Сегодня она объединяет сотни ресторанов по всей России, а началось все с американской торговой марки «Sbarro». Ставку сделали именно на рестораны быстрого питания, расположенные в многолюдных местах.
  2. Магазины нижнего белья под торговой маркой из Белоруссии «Милавица» также хорошо известны, особенно среди женщин. Продукция обладает высоким уровнем качества и продается в девятнадцати странах мира, в том числе в Евросоюзе и странах СНГ.
  3. Самый известный в России пример коммерческой концессии — это сеть быстрого питания McDonald’s. Говорить много об этом бизнесе не стоит, поскольку само имя расскажет о нем гораздо больше.
  4. Сеть заправочных станций «Лукойл» — это успешный пример франчайзинга. Работают они не только в России, но и за ее пределами.

Это только малая часть примеров, касающихся непосредственно нашей страны. Франшиза затрагивает все сферы жизни граждан: от развлечения и покупки одежды до страхования и лечения.

Средняя стоимость франшизы

Самый серьезный вопрос при заключении договора — это стоимость аренды исключительных прав. У каждой компании рассчитана своя собственная цена и критерии согласно договору.

Сумма первоначального взноса за получение права подписи под договором всегда очень велика. Чаще всего она окажется намного больше, чем если бы предприниматель собирался самостоятельно открыть подобное дело, не прибегая к приобретению чужой деловой репутации.

Для ведения бизнеса по договору коммерческой концессии придется предусмотреть следующие расходы:

  • стоимость франшизы (от десятка до сотен тысяч долларов в зависимости от условий правообладателя);
  • «роялти», оплата ежемесячного процента от дохода (она часто включается в условия договора и может составлять от 5% до 20%);
  • начальный капитал (в разных случаях он отличается);
  • стоимость покупки/аренды помещения с последующим ремонтом.

В общей сложности франшиза обходится в сумму свыше ста тысяч долларов. И это при самом минимальном расчете. Средняя же стоимость вложений составляет порядка одного миллиона долларов.

Плюсы и минусы франчайзинга

Plyusyi-i-minusyiРассмотрим положительные и отрицательные стороны подобных договоров, чтобы окончательно убедиться в том, почему же франчайзинг так популярен сегодня.

Среди плюсов можно выделить следующие моменты:

  1. Товары, сырье или иная продукция будут предоставлены на условиях договора.
  2. Вам не потребуется иметь личный опыт для открытия бизнеса на таких условиях.
  3. Вам не придется тратиться на рекламу, так как, приобретая франшизу, вы получите готовый раскрученный бренд.
  4. Вам не потребуется изучать маркетинговые принципы работы, т.к. вместе с договором франчайзер предоставит вам набор рекомендаций по подбору персонала, а также аналитические данные о рынке и прочую полезную информацию.

Именно согласно этим плюсам аналитики считают франчайзинг одним из самых простых способов раскрутить бизнес и остаться на плаву даже в сложных условиях.

Что же касается явных минусов, то среди них следует выделить:

  • высокую стоимость франшизы;
  • жесткие условия договора, нарушение которых чревато негативными последствиями;
  • прямую зависимость от репутации компании.
Если все эти условия обсудить заранее и продумать каждую мелочь, то работа станет гораздо проще и интереснее.

Другие значения слова франшиза

Не стоит путать франшизу, как объект договора коммерческой концессии, и иные значения.

Так в сфере страхования франшизой называют выделенную часть ущерба, отходящую при наступлении страхового случая в пользу страховой компании.

Также это слово можно встретить среди тех лиц, кто занимается кинобизнесом, созданием видеоигр, книг и прочего. В этом случае франшиза представляет собой объект интеллектуального права, который может использоваться в дальнейшем. Например, как сериалы или отдельные части продолжений одного фильма, а также последующие части книг и виртуальных игр.

Согласно данным статистики франчайзинга, львиная доля бизнеса приходится на розничную торговлю, сети быстрого питания, сферу обслуживания и чуть меньше на сектор туризма и развлечений.

Чем заниматься конкретно должен решить каждый предприниматель самостоятельно, т. к. бизнес должен быть в первую очередь по душе. А выберете ли вы договор франчайзинга или создадите собственный бренд — решить только вам.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 RusEntrepreneur.ru
О проекте
Контакты
Карта сайта