- Юридические аспекты

Лицензия на алкоголь: стоимость и порядок получения

Порядок лицензирования алкогольной промышленности и торговли обновляется регулярно. В 2016 году изменения принесли ужесточение контроля и отслеживания спиртосодержащей продукции по всей цепочке: от производителя до покупателя. Лишились права лицензирования многие индивидуальные предприниматели, возросла стоимость легализации торговли спиртными напитками.

К системе госучета ЕГАИС обязаны подключиться не только крупные компании-производители, но и розничные сети. Возникла необходимость получения лицензии, чтобы избежать высоких штрафов. Как и кому можно стать обладателем разрешения, а также сколько это будет стоить, рассмотрим в данной статье.

Виды алкогольных лицензий

Стать обладателем государственной лицензии на право торговли алкогольной продукцией могут только юридические лица. ИП имеет право реализовывать напитки крепостью не более 6%. Остальные спиртосодержащие товары можно продавать, производить, хранить либо перевозить, имея разрешение.

Согласно последним изменениям для каждого вида деятельности со спиртосодержащей продукцией (ст. 18 Закона № 171-ФЗ) необходимо получать соответствующее разрешение. Запрещено производить, хранить и продавать товар без наличия соответствующей лицензии.

Оформив документы, юридическое лицо имеет право заниматься:

  • производством, хранением, реализацией спиртосодержащей продукции (винные напитки требуют отдельного оформления);
  • хранением и перевозкой спиртосодержащего сырья, исключая производные для фармакологии, парфюмерии, виноградного сусла, пива, сидра, пуаре, медовухи;
  • транспортировкой нефасованной продукции как пищевого, так и технического назначения крепостью от 25% (для каждого вида отдельно).

Лицензия потребуется для розничной торговли:

  1. Продовольственным магазинам, занимающимся реализацией вино-водочных изделий, без права их распития на месте покупки.
  2. Питейным заведениям, точкам общепита, где продается алкоголь с правом распития на месте.

Организациям, компаниям, заводам, сельхозпроизводителям, реализаторам, которые обращаются со спиртосодержащей продукцией нужно не только приобрести разрешение, но и зарегистрироваться в системе учета ЕГАИС.

С помощью программы будет осуществляться контроль за распределением, перемещением, распространением и реализацией алкоголя. Без внесения данных о продукции в государственный реестр лицензию не выдадут или отберут уже имеющуюся.

Предприятия, которые уклоняются от легализации алкогольного бизнеса, не имеют права хранить товар на складах других организаций, обладающих лицензией. Такая продукция будет считаться контрафактной, а предприниматели, предоставившие свою территорию, подвергнутся штрафам.

В зависимости от рода деятельности алкогольное лицензирование делится на два вида:

  1. Оптовое – для проведения любых операций со спиртосодержащими жидкостями объемом более 0,02 млн декалитров/год. Это производители, хранители (склады), перевозчики, импортеры и экспортеры алкоголя.
  1. Розничное – для лиц, использующих менее 0,02 млн декалитров/год. К таким относят магазины, объекты общественного питания, бары, пабы и другие питейные заведения.

Стоимость лицензии на алкоголь

В 2016 году стоимость соответствующего разрешения увеличилась. Мелким торговым хозяйственным субъектам с небольшим оборотом средств продавать, хранить и закупать оптом алкоголь станет невозможно.

Кроме оплаты госпошлины, они обязаны подключиться к ЕГАИС, а это еще дополнительные 150 тыс. р. на каждую продающую точку.

К соискателям гослицензии предъявляется ряд требований, которые многие не смогут выполнить. Можно предположить, что малый и средний предприниматель уйдет из этой ниши, а количество точек, реализующих алкогольные напитки, значительно уменьшится.

Стоимость разрешения зависит от крепости и вида товара, а также деятельности предприятия. При необходимости внесения поправок в гослицензию (реорганизация) требуется доплата в размере 20 тыс. р.

Продажа

При розничной торговле согласно НК РФ предприниматель должен внести 65 тыс. р., если оформляется разрешение на год. В зависимости от вида продукта дается разное разрешение.

При оптовой торговле, размер госпошлины зависит от вида реализуемой продукции. Согласно ст. 333.33 п. 94 ч. 2 НК РФ стоимость лицензии такова:

  • этанол (также денатурат) и напитки созданные на его основе – 9,5 млн р;
  • вино и легкие напитки – 800 тыс. р.

Производство

Различные вариации видов деятельности, подлежащих алкогольному лицензированию, приведены в ст. 18 Закона № 171-ФЗ.

Приведем некоторые из них:

  1. Производство этанола и иных спиртосодержащих продуктов.
  2. Хранение товаров на специально оборудованных площадях.
  3. Приобретение и доставка алкогольного сырья как пищевого, так и технического назначения.
  4. Перевозка и транспортировка своей продукции.

Производитель, занимающийся перечисленными видами деятельности, в 2016 году за лицензию заплатит – 9,5 млн р., если он производит спирт и продукцию на его основе.

 

Поставщики винных напитков, не содержащих этаноловые добавки, – 800 тыс. р.

Расценки определяются законом РФ и рассчитываются на год (мы привели цифры стоимости лицензии на 5 лет).

Как и где получить лицензию?

При розничной торговле, чтобы иметь право на реализацию спиртосодержащих напитков крепостью более 5% надо обратиться в муниципальные органы власти за получением гослицензии. Она выдается сроком на 1; 3; 5 лет и действует на территории субъекта Федерации. Для ведения деятельности в других областях необходимо заключать с ними соглашение.

При оптовых поставках и производстве, получать гослицензию на определенный вид деятельности нужно в Управлении по регулированию потребительского рынка и услуг. Органы Федеральной службы есть в каждом регионе и представляют Росалкогольрегулирование (РАР), выдающее разрешение на запрашиваемый вид деятельности.

Как оптовикам, так и розничным реализаторам алкоголя необходимо вместе с заявлением представить документы для проверки соответствия требованиям получателя гослицензии.

В случае отклонения заявления по определенным причинам, уплаченная госпошлина соискателю не возвращается.

Чтобы не оказаться в таком положении некоторые предприниматели обращаются за помощью к негосударственным лицензирующим организациям или в центры сертификации, которые осуществляют следующую последовательность действий:

  1. Подготавливают пакет документов и проверяют общество на соответствие требованиям лицензиата.

Например, при указании производимого объема товара, не соответствующего мощности оборудования завода, могут отказать в выдаче разрешения.

  1. Представленные документы регистрируют и проводят через экспертную проверку.
  2. Выносят определение о выдаче разрешения. Обычно на это уходит несколько месяцев. Этот срок при необходимости более тщательной экспертизы продлевают еще на 30 дней.

Поэтому документы подготавливают как минимум за три месяца до предполагаемого дня получения.

Правила и порядок оформления отличается между собой требованиями к оборудованию, складским, торговым площадям и суммой уставного капитала. При выявлении нарушений РАР может отозвать лицензию, не обращаясь в суд. Эта же организация ведет реестр учета в масштабе государства.

Условия получения

Претендентам на лицензию надо соответствовать требованиям законодательства (постановление от 25.06.12 г. за номером 93-ФЗ).

Согласно регламенту выдвигаются следующие условия:

  1. Минимальный уставной капитал юридического лица должен составлять: для предприятий общественного питания – 10 тыс. р., для магазинов – 1 млн р., для организаций и оптовых поставщиков – 10 млн р.
  2. Соответствие складов, точек общепита противопожарным нормам. Для его получения необходимо иметь соглашение об аренде либо документы, удостоверяющие право собственности.
  3. Размер торговых площадей для розничной торговли должен составлять от 50 м2; в сельских пунктах – 25 м2.
  4. Точку сбыта следует размещать на расстоянии не менее 25 м от детских, спортивных и медицинских учреждений. Эти параметры могут ужесточаться на региональном уровне, точные цифры узнавайте в муниципальных органах.
  5. Обязательное оснащение как торговых точек, так и складских площадей ККМ, сигнализационными кнопками, вытяжкой и прочими атрибутами безопасности.
  6. Производственное оборудование должно соответствовать по мощности объему выпускаемой продукции.

Необходимые документы

Юридическому лицу требуется собрать следующие документы и передать для экспертизы в лицензирующий орган.

В пакет входит:

  • заявление, оно пишется по форме с указанием данных хозяйствующего субъекта, перечнем видов лицензируемой деятельности, контактными данными;

Когда точек сбыта несколько, можно получить одну лицензию с приложениями или по отдельности для каждого объекта.

  • учредительные документы: договор, если учредителей более двух, приказ о назначении Генерального директора и главного бухгалтера;
  • свидетельство о регистрации в ИФНС, выписку из ЕГРЮЛ, ОГРН, ИНН, об изменениях, если они были.
  • справка об отсутствии задолженности по налоговым отчислениям;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • справка о том, что размер уставного капитала соответствует законоустановленным требованиям.
  • документы, подтверждающие, что все используемые помещения соответствуют нормативным требованиям;
  • заключение на оборудование о соответствии техническим параметрам, о наличии лаборатории и данные на производственные мощности;
  • справка о соответствии нормам МЧС.

Копии документов заверяются нотариально. При подаче имейте оригиналы для сверки.

Срок действия лицензии на спиртное

Гослицензию выдают на период, обозначенный в заявке после оплаты пошлины. Разрешение получают на год или на пять лет максимум.

Срок можно продлить, если подать соответствующее заявление за три месяца до истечения предыдущего срока и оплатить пошлину за указанный период.

После окончания срока действия лицензии ее получают заново по всем правилам. Оформить продление можно через интернет, отправив нужные данные в РАР на портале Госуслуг.

Ответственность за неправомерную продажу алкоголя

Несмотря на высокие штрафы за неправомерную продажу алкоголя, 25% предпринимателей торгуют, нарушая требования законодательства. Какое наказание их ожидает при проведении проверки:

  1. Штраф за торговлю без лицензии: для граждан – от 2 до 2,5 тыс. р. (возможно с изъятием товара и орудий производства), для должностных лиц – от 4 до 5 тыс. р., для юридических лиц – от 40 до 50 тыс. р.
  2. Штраф, если закупка товара не была отражена в госучете ЕГАИС, на сумму от 100 до 150 тыс. р. и конфискация товара (сырья), орудий производства, транспорта и других средств, используемых для производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  3. Штраф за нарушение порядка учета должностными лицами от 10 до 15 тыс. р.; юридическими – от 150 до 200 тыс. р.
  4. Лишение лицензии за продажу алкоголя несовершеннолетним.

Плюсы и минусы алкогольного бизнеса

Производство и продажа алкоголя в нашей стране всегда было одним из самых прибыльных занятий. В советские времена, когда отсутствовал частный бизнес и все производство вино-водочных изделий находилось в руках государства, бюджет страны называли «пьяным».

Несмотря на ужесточение мер и требований к производителям и реализаторам спиртосодержащей продукции, алкогольный бизнес приносит баснословные доходы.

К плюсам относят:

  • высокую рентабельность;
  • низкую себестоимость;
  • большой спрос на продукцию.

К минусам относят:

  • большую конкуренцию;
  • усиленный контроль со стороны государства;
  • лицензирование и высокие налоги.

Новые правила, по предположению правительства, должны пресечь деятельность нелегальных производителей алкогольной промышленности, тем самым, оберегая граждан от некачественной продукции. Но пока благие намерения привели к увеличению подпольщиков по продаже дешевого суррогата. Некоторые специалисты полагают, что основная борьба ведется не против нарушителей, а против тех, кто мог бы торговать честно.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.