- Справочник

Оценка эффективности бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий сведения о перспективах открываемой коммерческой деятельности и методах достижения успеха. Чтобы определить целесообразность предпринимательского дела, возникает необходимость оценки эффективности бизнес-плана. Подобный процесс проводят поэтапно, что позволяет учесть все возможные риски, которые могут возникнуть на пути реализации проекта.

Маркетинговый анализ

Маркетинговый анализ представляет собой оценку финансовых возможностей для выполнения проекта.

По его результатам определяют следующие показатели:

  • возможность конкретного предприятия реализовывать свою продукцию (услуги);
  • возможность конкретного предприятия получить от реализации прибыль, объема которой хватит для покрытия инвестиционных вложений.

Прежде всего, при коммерческом анализе определяют направленность проекта относительно реализации на отечественном или зарубежном рынке.

В случае обнаружения несоответствий с политическими взглядами и нормами страны, проект называют недействительным.

Маркетинговый анализ бизнес-плана проводится в два этапа:

  1. Анализ сегмента рынка. В процессе его осуществления определяют целевую аудиторию, а также мотивы, которые будут побуждать к приобретению конкретного товара (услуг). На этом же этапе проводят оценку возможных способов реализационного процесса, а также составляют прогноз спроса.
  2. Анализ конкуренции. При нем определяют перечень прямых и побочных конкурентов организации, а также дают оценку вероятности вхождения на рынок новых игроков (потенциальных конкурентов) и степени влияния их на итоговые результаты бизнеса. Кроме того, на этом этапе изучают влияние на конкуренцию законных ограничений.

Техническая оценка

В процессе технической оценки бизнес-планирования определяют:

  • технологии, наиболее приемлемые для реализации целей проекта;
  • влияние на реализацию проекта региональных условий, включая анализ доступности и цен сырья, материалов, энергоресурсов и кадрового потенциала.

На этом же этапе проверяют наличие потенциальных возможностей для составления плана проекта и его реализации.

Финансовая оценка

Для получения наиболее точных результатов оценки эффективности бизнес-плана, также проводят расчет и анализ целого ряда финансовых показателей:

 

  1. Внутренней нормы доходности. Ее получают путем нахождения отношения суммы потенциальных доходов проекта к общей величине капиталовложений, после чего сравнивают со значением нормы. При равенстве показателя норме или превышении делают вывод о целесообразности инвестирования.
  2. Чистой приведенной стоимости. Рассчитывается путем нахождения разницы между стоимостью будущих денежных потоков и суммой инвестиций. При получении показателя выше нуля, можно говорить об эффективности капиталовложений.
  3. Срока окупаемости стартового капитала. Это время, в течение которого прибыль от реализации проекта становится равна его величине.
  4. Дисконтированного срока окупаемости. Рассчитывается в аналогичном предыдущему показателю порядке, но в основу берется не чистая прибыль, а денежный поток с учетом дисконта.
  5. Индекса рентабельности. Определяется путем нахождения отношения приведенной стоимости денежных потоков к аналогичной стоимости инвестиций. Проект принимают только в случае, если значение показателя превышает единицу.
  6. Точки безубыточности. Она отражает минимально допустимый объем продаж, при которых проект будет безубыточным (доходы будут равняться расходам).
  7. Операционного рычага. Представляет собой количественное выражение влияния изменения объема продаж на изменение прибыли.
  8. Коэффициентов автономии, финансовой зависимости от привлеченных займов и кредитов, коммерческого риска и финансовой устойчивости.

Последние два коэффициента позволяют проанализировать структуру стартового капитала посредством определения в ней доли собственных и привлеченных средств.

Предприятие называют финансово устойчивым, если значение первого показателя ближе к нулю, а второго — больше единицы.

Оценка внешних факторов

Особое внимание в процессе анализа эффективности проекта уделяют оценке внешних факторов и чувствительности к ним существования конкретного вида бизнеса.

К таким факторам относятся:

  • инфляция;
  • ставка кредитных процентов;
  • величина стабильных и переменных затрат;
  • размеры инвестиционных вложений;
  • ценообразование на конкретные виды продукции;
  • объемы реализации;
  • и многие другие.

Степень влияния каждого фактора на течение проекта вычисляется и анализируется отдельно, а минимально воздействующие обстоятельства учитываются в качестве постоянной величины.

Иными словами, в процессе оценки внешних факторов, выделяют самые проблемные для конкретного вида бизнеса и определяют для них точку безубыточности.

Оценка рисков

На заключительном этапе анализа эффективности бизнес-плана, осуществляют оценку самых худших сценариев, до которых может дойти данный вид коммерческой деятельности. Как правило, любой бизнес подвержен следующим видам рисков:

  1. Производственному, когда исполнитель не может
    выполнить свои обязательства перед заказчиком.
  2. Финансовому, когда предприниматель, в случае обращения за заемным капиталом, не в состоянии исполнить свои финансовые обязательства перед инвесторами.
  3. Инвестиционному, когда происходит снижение стоимости финансово-инвестиционного портфеля, включающего не только собственные, но и привлеченные ценные бумаги.
  4. Рыночному, при котором проявляется варьирование рыночных процентов на фондовом рынке, а также снижение курса валют.
  5. Политическому, когда результатом деятельности становится убыток, сформировавшийся под влиянием политических изменений.

Оценку отрицательных сценариев проводят в следующем порядке:

  • определяют возможные виды рисков;
  • проводят оценку эффективности плана для каждого итогового показателя, путем вычисления NPV и IRR для всех условий его реализации;
  • проводят анализ оптимистического, нормального и пессимистического итогового сценария реализации бизнеса.

В выводах о перспективных результатах деятельности обязательно отмечают течение отрицательного сценария.

Оценка бизнес-плана представляет собой логическое завершение процесса бизнес-планирования, результаты которого позволяют окончательно определить целесообразность реализации проекта конкретного вида коммерческой деятельности.

Она необходима при поиске инвесторов, при подборе оптимального варианта кредитования, при разработке рентабельного инвестиционного предложения, при выборе условий страхования рисков, при участии в инвестировании, а также во многих других ситуациях, связанных с прояснением неопределенностей. Подобный анализ проводят специальные компании, но чтобы получить качественный результат, желательно, обращаться к специалистам, имеющим опыт и репутацию.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.