- Бизнес-план

Бизнес с нуля: производство соков

Начальные вложения Прибыль в год Срок окупаемости
4200 тыс. рублей 4800 тыс. рублей 11-12 месяцев

Одним из особо перспективных направлений бизнеса считается пищевое производство. Несмотря на то что соки не являются продуктом первой необходимости, они пользуются высокой популярностью среди отечественных потребителей.

Поэтому коммерческая деятельность по их производству и реализации может стать довольно выгодным делом, главное, заранее предусмотреть все нюансы и учесть особенности ее ведения.

Анализ рынка и конкуренция

На сегодняшний день на российском рынке представлено около 2000 наименований соковой продукции. Интерес потребителей к такому виду товара постоянно растет, так как в обществе преобладает стремление к здоровому образу жизни.

В результате, согласно статистике, за последние несколько лет объемы производства различных соков увеличилось в натуральном выражении на 6%, а в денежном – на 14%.

Структура современного рынка производства соковой продукции представлена следующими показателями:

  1. Лидирующие позиции занимают нектары – 38% от всего объема.
  2. Второе место занимают яблочные (13%) и томатные соки (5%).
  3. Далее, идут соки из экзотических культур – 4%.
  4. Апельсиновый сок – 4%.
  5. Другие виды соков – 37%.

Если говорить о предпочтениях российских потребителей, то структура употребления соков в общем объеме производства представлена следующими показателями:

  • яблочный – 24%;
  • мультифруктовый – 23%;
  • апельсиновый сок – 19%;
  • персиковый – 14%
  • фруктовое ассорти – 13%;
  • другие вида – 7%.

Основными производителями соков для российских потребителей выступают две крупные зарубежные компании PepsiCo (Московская область) и Coca-Cola (Нижегородская область).

Их доля в общей структуре рынка около 82%.

Но, при этом на сегодняшний день отечественные компании показывают более существенный рост объемов производства, чем два крупных иностранных производителя.

Регистрация и организация бизнеса

На начальном этапе бизнес по производству соков подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии со всеми нормами закона.

Во время постановки на учет подобного предприятия предпочтение лучше отдавать такой организационно-правовой форме, как ООО.

При ней будет проще разграничить ответственность учредителей и привлечь различных инвесторов. Кроме того, такой вариант предоставляет большие возможности по сотрудничеству с крупными корпоративными клиентами.

При регистрации бизнеса необходимо выбрать подходящий код ОКВЭД и написать уведомление об удобном режиме налогообложения. Независимо от установленной формы собственности (ИП или ООО) первоначально лучше выбирать отчетность по УСН 15%.

При успешном развитии бизнеса в последующем можно перейти на ОСНО.

Необходимая документация

Для законной работы цеха по производству соков потребуется следующий перечень необходимой документации:

  1. Учредительные документы при организации ООО.
  2. Свидетельства о постановке предприятия на государственный учет и ФНС.
  3. Заключение пожарной службы.
  4. Договоры с организациями на вывоз ТБО и утилизацию опасных отходов, регулярную дератизацию и дезинсекцию помещений и обслуживающих систем.
  5. Сертификат качества продукции.
  6. Сертификат уровня производства от Ростехнадзора.
  7. Санитарно-эпидемиологическое заключение.

Список обязательных документов может разниться в зависимости от законных норм, устанавливаемых субъектами РФ.

Помещение и оборудование

Для организации производства соков потребуется помещение площадью не менее 200 кв. м. Такая территория позволит разместить необходимое технологическое оборудование, и соблюсти все санитарные и пожарные нормы.

Помещение должно предусматривать следующие зоны:

  • основной производственный цех;
  • склады для хранения сырья и готовой продукции;
  • административные комнаты.

При выборе подходящего помещения и его ремонте важно придерживаться санитарных и пожарных норм, предусмотренных специальными законодательными актами.

Чтобы заниматься производством соков потребуется приобрести специализированную технологическую линию, которая должна включать в себя следующее оборудование:

  1. Фильтры очистки воды.
  2. Насосы и фильтры для готового продукта.
  3. Баки для смешивания ингредиентов.
  4. Гомогенизаторы.
  5. Пастеризаторы.
  6. Теплообменник.
  7. Специальную емкость, обеспечивающую стерильность во время хранения готового продукта.
  8. Устройство разлива готового продукта в упаковки.
  9. Промывочные агрегаты.
  10. Устройство, запечатывающее тару.

На стоимость производственной линии оказывает влияние год выпуска, компания – производитель и степень автоматизированности оборудования. В целях экономии первоначального капитала и дальнейших затрат можно купить линию, находящуюся в бывшем употреблении и лучше всего с компьютеризированным управлением.

Сырье и поставщики

Для производства натуральных соков (прямого отжима) используют доброкачественные фрукты и овощи, как правило, закупаемые у местных производителей. В связи с тем, что большинство фруктово-овощных культур возрастает только в южных регионах страны, то подобную деятельность рекомендуется развивать в пределах их территорий.

В остальных случаях, удобней и выгодней заниматься производством нектаров, приготовление которых требует наличия следующей сырьевой основы:

  • концентрата (сока или пюре);
  • воды;
  • сахара;
  • дополнительных добавок (витаминов, подкислителей и т. п.).

Как правило, производителями концентрата выступают зарубежные страны. Так, самый дешевый вариант предлагает Китай, также поставщиками подобного сырья выступают Иран, Турция и Бразилия.

Для организации крупномасштабного производства рекомендуется осуществлять закупки через посреднические компании.

При приобретении концентрата важно учитывать, что его содержание в готовом продукте должно быть не менее 20-50%.

 

Во время организации поставки сырья также важно позаботиться и об упаковке, в которой будет реализовываться сок. Ей может стать:

  1. Стеклянная тара (обычно, это трехлитровые банки и литровые бутылки).
  2. Упаковка TetraPak, ПЭТ, Дой Пак или Тетра Рекс различной емкости.

От предусмотренного типа тары будет зависеть выбор конвейерной линии.

Технология производства

Технологический процесс производства соков зависит от выбранного типа готовой продукции.

Различают следующие группы соков:

  • натуральный;
  • нектар;
  • восстановленный;
  • сокосодержащий напиток.

Технология производства натуральных соков заключается в прохождении следующих этапов изготовления:

  1. Проверки и отбора сырья.
  2. Мойки и дополнительного осмотра.
  3. Измельчения подготовленной сырьевой основы.
  4. Получения сока под прессом.
  5. Процеживания концентрата.
  6. Осветления напитка.
  7. Упаковки.

Кроме того, если говорить об овощных соках, то в процессе их производства приходится добавлять ароматизаторы, соль, сахар, различные травы и приправы, а иногда даже уксус. Изготовление овощных напитков сопряжено с соблюдением множества нюансов, считается, что производить фруктовые соки намного проще.

Наиболее популярным и подходящим для начинающих предпринимателей способом производства является изготовление сока из концентрата.

При этом на выходе, получается продукт практически идентичен свежевыжатым напиткам.

Технологический процесс по производству соков на основе готового концентрата состоит из следующих этапов:

  • концентрат подвергается нагреванию до температуры 100-110 градусов, после чего поддерживается в таком состоянии в течение 3-4 секунд;
  • затем в течение половины минут напиток охлаждается до 20-30 градусов и перемешивается с водой, количество которой приравнивается выпарившейся при нагревании жидкости. В дополнении в продукт добавляют минералы и витамины.

Изготовление сокосодержащих напитков относится к самому низкозатратному производству, что является выгодным не только для владельца компании, но и для покупателей.

Такой вид продукции представляет собой напиток, в котором содержится не более 10% натурального сока, а также большое количество вкусовых усилителей и химических добавок. Начинающим предпринимателям не рекомендуется браться за такой вариант, так как велик риск прогореть из-за низкого качества товара.

Персонал

Для организации бесперебойной работы производства потребуется набрать следующий обязательный штат сотрудников:

  1. Технолога.
  2. 4-6 операторов технологической линии.
  3. 2 сортировщиков.
  4. Кладовщика.
  5. 2 грузчиков.
  6. Торгового представителя или менеджера по продажам.
  7. Бухгалтера.
  8. Уборщицу.

Особые требования при наборе персонала необходимо предъявлять к таким специалистам, как технолог, который будет являться ключевой фигурой производства, отвечающей за качество готовой продукции и торговому представителю, от которого будет зависеть непосредственное развитие компании. Функции по управлению производством предприниматель может выполнять самостоятельно.

Реклама и сбыт

Для эффективного продвижения бизнеса по производству сока рекомендуется использовать следующие рекламные средства:

  • размещение в розничных точках реализации проспектов, буклетов и красочных плакатов;
  • создание личного веб-сайта;
  • размещение баннеров в популярных социальных сетях;
  • установка баннеров и билбордов в проходящих местах своего и соседских регионов;
  • проведение промоакций в магазинах;
  • размещение рекламных роликов на телевидении и радио.

На начальных этапах лучше всего не браться за выпуск обширного ассортимента продукции и остановиться на производстве 8-10 видов сока.

Реализовывать товар можно через следующие каналы:

  1. Розничные торговые точки, расположенные неподалеку от предприятия.
  2. Кафе, столовые и рестораны.
  3. Оптовые базы.

Финансовая составляющая бизнеса

Финансовая составляющая бизнеса по производству соков зависит от множества организационных факторов. Прежде всего, размер первоначального капитала и дальнейших доходов и расходов будут определять площадь помещения и его месторасположение (необходимость ремонта и размер аренды). Большое влияние на показатели будущей деятельности окажет выбор технологии производства и упаковки, а также ассортимент продукции.

Стоимость открытия и поддержания

Предположим, что планируется открыть производство десяти видов сока из концентрированного продукта.

Для этого потребуется:

  • арендовать помещение и сделать в нем ремонт – 200 тыс. рублей;
  • приобрести и наладить конвейерную линию – 3 млн. рублей;
  • закупить сырье – 800 тыс. рублей;
  • оплатить регистрацию, рекламу и иные организационные расходы – 200 тыс. рублей.

Итого сумма капитальных затрат на открытие производства соков будет равняться примерно 4200 тыс. рублей. В дальнейшем предприятие будет вынуждено оплачивать текущие расходы, связанные с арендной платой, коммунальными платежами, оплатой труда, закупкой сырья и развитием рекламы.

Сумма таких расходов будет достигать около 700 тыс. рублей в месяц.

Размер будущих доходов

Производительность средней технологической линии достигает до 5000 литров за один день (при условии двухсменного режима работы предприятия).

Учитывая, что на первых порах процент реализации сокового производства будет составлять примерно 80% от всего объема, а средняя оптовая цена реализации нектаров равняется 10 рублей за литр, ежемесячная выручка подобных производств может составить 1200 тыс. рублей.

Срок окупаемости

Тогда сумма чистой прибыли, получаемой с производства соков, может составить около 400 тыс. рублей в месяц.

Соответственно, инвестиции смогут окупиться не ранее, чем через 11-12 месяцев бесперебойной работы предприятия.

Современный рынок соков характеризуется повышением спроса на особые виды продукции, такие как морсы и т.п. Кроме того, стабильной востребованностью пользуются качественные натуральные соки местных производителей, использующие натуральное сырье, выращенное на территории своего региона.

Объясняется это повышенным доверием потребителей, считающим такой товар качественным и честно приготовленным. Поэтому именно эти два фактора должны стать основной предпосылкой для организации бизнеса по производству соков.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.