- Бизнес-план

Бизнес с нуля: производство йогуртов

Начальные вложения, тыс. рублей 3500
Прибыль в год, тыс. рублей 2400
Срок окупаемости, в месяцах 18

Пищевое производство является одним из перспективных направлений бизнеса. Несмотря на большие капиталовложения, данная продукция пользуется стабильным спросом, а, значит не будет проблем, связанных с ее реализацией, что способствует получению стабильной прибыли, и как следствие быстрой окупаемости. Одну из стабильных ниш рынка продуктов питания занимает производство кисломолочных продуктов, в частности, йогурта.

Анализ рынка

В последнее время на российском рынке наблюдается положительная динамика в объемах производства и реализации йогуртов. В стоимостном выражении она составляет около 7% по отношению к 2014-2015 годам. Объясняется это, прежде всего, ростом тарифов на сырье и как следствие ростом цен на готовую продукцию.

Тем не менее не спадает и спрос на йогуртовую продукцию любого вида. Наиболее востребованным на сегодняшний день является ассортимент продукции с добавками, среди которых большую долю занимают фруктово-ягодные наполнители. На втором месте кремовые начинки и филлеры.

Самыми крупными игроками данного сегмента рынка, на которых приходится более трети от всего объема производства, являются компании:

  1. PepsiCo (бывшая «Вимм-Билль-Данн»).
  2. Danon.
  3. ООО «Валио».
  4. ООО «Эрманн».

Но, при этом свою нишу рынка уверенно занимают и небольшие производства. Связанно это с не спадающим, а даже растущим спросом на йогуртовую продукцию со стороны населения по причине увеличения тенденции к здоровому образу жизни. Из этого следует, что подобный бизнес имеет хорошие перспективы для своего продвижения на современном рынке кисломолочных товаров.

Регистрация и организация бизнеса

Любой бизнес требует обязательной государственной регистрации. Прежде всего, новое предприятие подлежит постановке на учет в местной инспекции ФНС, для чего оформляется соответствующая форма заявления. Для открытия йогуртового производства подходящими формами собственности могут быть ИП, ООО, ОАО или ЗАО. Ее выбор будет зависеть от планируемых масштабов бизнеса, но для начинающего предпринимателя лучше остановиться на первом или втором варианте.

Необходимая документация

Для открытия и ведения бизнеса по производству йогуртов потребуется наличие следующей документации:

  • свидетельства о постановке на учет в ФНС;
  • свидетельства о регистрации ЮЛ или ИП;
  • документа, дающего право использования помещения (договор аренды или свидетельство о собственности);
  • экспликации, оформленной БТИ;
  • программы производственного контроля;
  • технологического проекта, согласованного с Роспоребнадзором;
  • заключения СЭС на осуществление деятельности по производству йогуртов;
  • договоров с обслуживающими организациями: на вывоз ТБО и утилизацию опасных объектов, на дератизацию и дезинсекцию, на проведение плановых медосмотров сотрудников и стирку спецодежды;
  • санитарных книжек на каждого сотрудника;
  • сертификатов соответствия качества продукции.

Кроме вышеперечисленных документов, компания по производству пищевой продукции, в том числе и йогуртов, должна иметь копии нормативно-технической документации, в соответствии с которой будет осуществляться сам технологический процесс (ГОСТ, ТО, СТО). В конкретном случае, необходимо ориентироваться на ГОСТ 31981 – 2003 «Йогурты. Общие технические условия».

Помещение и оборудование

При выборе подходящего помещения и его оформлении важно учитывать все санитарные нормы, установленные для пищевых производств. Поэтому приступая к этапу поиска, предпринимателю следует тщательно изучить требования СанПиН, среди которых можно выделить следующие:

  1. Поверхности помещения должны легко мыться и очищаться, быть отделаны нетоксичными и не воспламеняющимися материалами.
  2. Наличие естественного равномерного освещения во всех комнатах производства, кроме складов и аварийного освещения.
  3. Наличие центрального отопления и обеспечение устойчивого теплового режима.
  4. Наличие санитарных комнат для сотрудников, а также системы водоснабжения и вывода сточных вод.
  5. Обеспечение качественной и безопасной системы электроснабжения.
  6. Помещение должно отвечать всем нормам пожарной безопасности, для чего быть оборудовано нужным количеством огнетушителей, пожарных щитов и планов эвакуации.

Оптимальным вариантом для йогуртного производства станет аренда помещения, состоящего из нескольких комнат с минимальной площадью 200 кв. м.

Оно будет включать в себя:

  • основной цех с производственной линией не менее 100 кв. м;
  • склады для хранения сырья и готовой продукции;
  • подсобные зоны для отдыха персонала и хранения инвентаря.

Что касается необходимого оборудования, то в его минимальный перечень должна входить специальная технологическая линия, состоящая из:

  1. Двухслойных резервуаров, оснащенных рамным и якорным перемешивающим элементом.
  2. Насоса для исходного сырья.
  3. Сепаратора, отделяющего сливки.
  4. Нормализирующего устройства.
  5. Ёмкости для сливок.
  6. Гомогенизатора.
  7. Охладителя проточного типа.
  8. Эмульгатора, оснащенного перемешивающим устройством.
  9. Заквасочника.
  10. Агрегата для расфасовки.

На современном рынке технологического оборудования предложено огромное количество разнообразной техники, предназначенной для крупных и небольших производств йогурта и отличающейся между собой ценой и качеством. Выбор необходимых машин и агрегатов необходимо производить в зависимости от потенциальных объемов производства.

 

Сырье и поставщики

Для изготовления йогурта нужно использовать только высококачественное сырье. Прежде всего, в нем практически должны отсутствовать разнообразные вещества и примеси, которые способны помешать основному образованию йогуртовых бактерий. В связи с этим к исходному сырью предъявляются довольно строгие требования, что заставляет производителей довольно долго подбирать проверенных поставщиков и проверять качество каждой сырьевой поставки.

Как правило, основным сырьем для производства йогурта выступает коровье молоко не ниже второго сорта. Кроме того, в технологическом процессе могут быть применены следующие ингредиенты:

  • сухое цельное и обезжиренное молоко;
  • пастеризованные сливки 35% жирности;
  • сахарный песок;
  • джемы и повидла;
  • кисломолочные закваски.

Технология производства

Для производства йогуртов применяют один из двух способов:

  • резервуарный;
  • термостатный.

Производство ассортимента продукта с добавлением кусочков ягод и фруктов возможно только при помощи термостатной технологии, тем не менее наиболее часто подобные предприятия используют в качестве основного процесса резервуарный метод, который включает в себя следующие этапы:

  1. Прием молока, его предварительная обработка и очистка на специальных фильтрах.
  2. Нормализацию насыщенности сухих веществ в молоке посредством добавления сухого сырья или методом выпаривания.
  3. Нормализацию количества жира в молоке (не более 3,5%) с помощью специального агрегата. Чем ниже жирность, тем сложней получать густую основу будущего продукта.
  4. Добавление в полученную смесь дополнительных компонентов, предусмотренных технологическим рецептом и проведение ее через процесс диспергирования до однородного состояния.
  5. Пастеризацию смеси при температуре 95-98 градусов и охлаждение ее до 45 градусов. Параллельно к полученной консистенции добавляется закваска в строгой пропорции (2-3% от объема), все перемешивается в течение 15 минут. Процесс закваски занимает 2-4 часа.
  6. Добавление запланированных рецептурой наполнителей и охлаждение готового продукта до 8 градусов.
  7. Сортировку и фасовку готовой продукции по таре.

После этого остается только транспортировать продукцию до торговых точек, которые будут ее реализовывать. При резервуарном способе дополнительным этапом проводится нормализация уровня воздуха в исходном сырье при помощи специальных вакуумных камер. Благодаря этому готовый продукт получает сильную вязкость и более длительный срок хранения.

Персонал

Для содержания производства йогуртов потребуется нанять на работу следующий минимальный список сотрудников:

  • технолога;
  • не менее пяти рабочих, квалифицированных для труда на отдельном участке технологической линии;
  • уборщика;
  • бухгалтера;
  • менеджера по закупке сырья и продажам готовой продукции.

Если предприятие планирует самостоятельно доставлять продукцию до торговых точек, то придется принять на работу водителя и нескольких грузчиков.

Реализация продукции

Потребителями йогурта выступают простые люди, приобретающие продукты в магазинах, супермаркетах и на рынках. В связи с тем, что эта продукция имеет ограниченный срок годности и относится к скоропортящимся товарам, очень важно, организовать быстрый и стабильный процесс ее поставки по торговым точкам.

В случае с йогуртом реализация продукции может осуществляться в трех направлениях:

  1. Через посредников. Для этого нужно заключить с рядом оптовых компаний договоры о закупках, в которых оговорить сроки и условие организации самовывоза. Большим плюсом такого сбыта является то, что производство получает гарантию стабильных продаж с минимальными транспортными расходами. Но, важно учитывать, что при этом организация будет терять определенную часть доходов за счет низкой цены, так как для оптовиков потребуется делать скидку не менее 15%.
  2. Путем организации самостоятельных доставок, без привлечения посредников. Тогда организация будет вправе контролировать наценку на продукцию, но в то же время ей придется покрывать все транспортные издержки за свой счет. Плюсом к ним станут расходы на покупку транспорта и холодильников для хранения готовой продукции. Такой вариант становится выгодным только при открытии большого производства.
  3. Путем открытия фирменного магазина для розничной торговли собственной продукцией. В этом случае придется привлекать клиентов, реализуя йогурт с минимальными наценками. Открытие дополнительной деятельности в виде содержания торговой точки является довольно хлопотным делом, и прежде всего, потребует проведения качественной рекламной кампании для его продвижения.

Финансовая составляющая бизнеса

Финансовая составляющая бизнеса по производству йогуртов зависит от множества нюансов, прежде всего, от планируемых масштабов деятельности, а также от способа приобретения производственного помещения (покупка или аренда). Если планируется организовывать коммерческое дело с нуля, то, скорей всего будет открываться небольшое производство с одной технологической линией и на арендованной территории, площадью 80 -100 кв. м.

Стоимость открытия и поддержания

Исходя из этого, размер первоначальных вложений будет достигать около 3 – 3,5 млн рублей. Основную долю стартового капитала будут занимать расходы на закупку оборудования (производственной линии) – не менее 2 млн рублей и приведение помещения в соответствии со всеми законными требованиями около 500 тыс. рублей. На закупку первоначального сырья потребуется не менее 200 тыс. рублей. В дальнейшем, предприятию также придется регулярно отчислять заработную плату сотрудникам и производить с нее отчисления, закупать сырье и платить аренду.

Сумма текущих расходов небольшого производства составляет около 500 тыс. рублей.

Размер будущих доходов

Размер будущих доходов компании будет напрямую зависеть от налаженной маркетинговой политики, а, точнее, от организации бесперебойно поставки сырья и процесса сбыта. Так, для начинающего производства, реализующего продукцию оптовикам, сумма ежемесячной выручки не превысит 700 тыс. рублей.

Срок окупаемости

В итоге сумма чистой минимальной чистой прибыли, которую можно будет получать от содержания подобного бизнеса, составляет 200 тыс. рублей в месяц или 2400 тыс. рублей в год. Получается, что первоначальные инвестиции окупятся не ранее, чем чрез полтора года бесперебойной работы производства.

Специалисты утверждают, что в ближайшей перспективе основное влияние на развитие в йогуртовой отрасли будут оказывать восстановительные процессы в экономике. Это приведет к росту инвестиционной активности и рентабельности таких производств, а также к оживлению потребительского спроса. На этом фоне правильно организованный бизнес по производству йогуртов становится довольно прибыльным делом.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.