Случается так, что ИП нужно закрыть. Но как это сделать, знают не все предприниматели. Большинство считает, что процесс закрытия затянется надолго, поэтому весьма осторожно подходят к делу. Поговорим о том, как инициировать ликвидацию через интернет.
Содержание:
Причины ликвидации ИП
На самом деле, причины закрытия могут быть различны и индивидуальны.
К ним можно отнести:
- финансовые трудности;
- изменение законодательства государства (это самая частая причина массовых ликвидаций, ведь повышение сумм фиксированных платежей не для всех выгодно);
- личные причины.
В любом случае, если гражданин принял решение о ликвидации, он может воспользоваться двумя методами осуществления данной операции:
- Сделать все самостоятельно при минимуме затрат.
- Обратиться в специализированные организации, которым придется оплатить расходы.
Нас интересует только первый шаг, а именно: закрытие ИП через интернет. Для того чтобы инициировать процедуру, понадобится предъявить основание. Им должна обязательно являться юридическая причина.
В этот перечень входят:
- смерть гражданина, зарегистрированного как ИП;
- личное желание ИП;
- решение суда о банкротстве или признание индивидуального предпринимателя несостоятельным;
- решение суда, предусматривающее лишение права ИП заниматься предпринимательской деятельностью;
- аннулирование или просрочка документа, на основании которого индивидуальный предприниматель проживает в РФ, если в качестве ИП зарегистрирован иностранный гражданин.
Любая из этих причин может служить достойным основанием.
Пошаговая инструкция по закрытию
Перед подачей заявления придется провести ряд необходимых действий:
- провести увольнение всех имеющихся работников, указав в качестве причины прекращение деятельности;
- рассчитаться с долгами по страховым взносам;
- закрыть счет в банке, если такой имеется у ИП;
- снять с учета кассу, которая была зарегистрирована на ИП;
- оплатить налоги и сдать налоговую отчетность.
Теперь можно начать процедуру ликвидации.
Документы, которые необходимы при любой форме заполнения заявления:
- паспорт ИП;
- заявление о прекращении деятельности;
- квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.
Электронный вариант документации направляется через официальный портал Федеральной налоговой службы.
Главное условие, которое необходимо для отправки документов — это наличие электронной цифровой подписи.
Это означает, что она должна быть оформлена на ИП. Если ранее предприниматель ею не пользовался, то в оформлении просто нет смысла. В таком случае можно отправить документы почтой или подать их лично.
Порядок действий таков:
- Зайти на сайт ФНС.
- Авторизоваться в личном кабинете (то есть зайти в него, используя свой логин и пароль).
- Найти раздел подачи документов в электронном виде.
- Заполнить реквизиты ИП.
- Приложить документы в отсканированном виде и в формате bw (в случае необходимости заранее перевести бумаги в предложенный формат).
- Отправить весь пакет документации.
Так как заявление подается в электронном виде, то и извещение о получении придет в этом же формате на тот почтовый ящик, который отправитель указал в анкете.
Такое уведомление (расписка) должно быть получено не позднее следующего рабочего дня.
Срок рассмотрения документов составляет 5 дней. Не стоит удалять эти письма и уведомления, поскольку разыскивать информацию впоследствии придется, тратя драгоценное время.
Стоимость
Оплачивая государственную пошлину на закрытие ИП, лучше всего воспользоваться сервисом Федеральной налоговой службы. На их сайте можно скачать квитанцию, уже содержащую реквизиты. Это избавит клиента от ошибки.
Стоимость на 2016 год невелика и составляет 160 рублей. Оплата производится в банке или через терминал. Квитанцией об успешном совершении оплаты является чек.
В настоящее время разрешено ликвидировать ИП, являющиеся должниками. Но после закрытия предприниматель должен будет рассчитаться со всеми долгами.
Возможные трудности
Оформляя документы через интернет, часто можно столкнуться с ошибкой системы. Такая проблема решаема. Иногда требуются сутки для возобновления работы портала, но если этого не произошло, вы можете направить в ФНС письмо с замечанием по работе сайта.
Конечно, в этом случае придется действовать другим способом, что не всегда приемлемо.
Рассмотрим варианты наиболее распространенных ошибок:
- Подача заявления до составления налоговой декларации. Это неправильно, т.к. она должна содержать в себе данные за весь отчетный период. Поэтому налоги следует погасить заблаговременно.
- Отсутствие какого-либо документа из списка требуемых, это послужит отказом в принятии заявления.
- Отсутствие снятия с учета контрольно-кассовой техники. Забыв об этом, предприниматель совершит грубую ошибку и получит отказ.
Как узнать, закрыто ли ИП?
Самое важное правило при подаче электронного заявления — это внимательно следить за деталями.
Если предприниматель правильно укажет электронный адрес, то на него в срок поступят все необходимые документы о закрытии ИП, включая свидетельство о регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Обратите внимание, что этот важный документ нужно сохранить.
Если такой документ по каким-то причинам не был получен, то можно сделать следующее:
- Получить выписку из государственного реестра.
- Оставить обращение через сайт ФНС.
Информация в Едином государственном реестре содержится в открытом доступе и регулярно обновляется. Получить ее можно абсолютно бесплатно.
Для ликвидированных ИП вместо выписки с ЕГРИП указывается документ, в котором написано, что данные о таком индивидуальном предпринимателе отсутствуют. Информацию можно получить также через интернет, однако потребуется электронная цифровая подпись.
Второй способ почти ничем не отличается от первого и также потребует наличие электронной цифровой подписи. Авторизовавшись, нужно будет запросить сведения по ЕГРИП.
Если же подписи нет или она утеряна, то можно прийти в налоговую службу лично и запросить данные.
На сегодняшний день процедура ликвидации ИП значительно упрощена. Также имеется возможность прекращать предпринимательскую деятельность при наличии долгов, что на самом деле не маловажно, т.к. не всегда гражданин имеет возможность быстро рассчитаться. А подача всех документов через сайт ФНС существенно экономит время и деньги.