Бизнес-планирование выступает одной из форм планирования развития коммерческой деятельности. При этом в отличие от стратегических и тактических планов носит единовременный характер и составляется на момент определения дальнейших перспектив. Эта форма планирования позволяет определить цели бизнеса и методы их достижения.
Содержание:
Цели составления бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой документ широкого профиля, отражающий как организационные моменты конкретного вида предпринимательской деятельности, так и ее финансовые стороны.
Подобный проект составляется с двумя основными целями:
- Предоставить предпринимателю, открывающему бизнес, информацию об особенностях дела и способах его ведения.
- Предоставить сведения инвесторам, желающим вложить средства в бизнес, о перспективах его развития.
Бизнес-план позволяет определить оптимальные направления для осуществления конкретного вида деятельности и оценить реализацию поставленных целей в сочетании с реальными возможностями.
Чаще всего, документ составляют в следующих случаях:
- если возникает необходимость в привлечении инвестиций со стороны третьих лиц;
- если происходит смена владельца компании или организация нового дела;
- если предполагаются крупные изменения в текущей деятельности компании (закупка дорогостоящего оборудования или материалов, открытие дополнительных производств и т. п.).
Требования к содержанию бизнес-плана
При составлении бизнес-плана важно, чтобы он отражал полноценную информацию о конкретном виде деятельности, о его целях, задачах, стартовом капитале, перспективах организационного и финансового развития за определенный период.
При этом формат документа должен быть выполнен так, чтобы его содержание строилось по следующим обязательным разделам:
- Введение содержит сведения об актуальности проекта и степень влияния на него текущего состояния конкретного сегмента рынка.
- Общая информационная часть предназначена для описания проекта — его наименования, сущности, владельца и при наличии инвесторов.
- Организационная часть предназначена для расшифровки особенностей и специфики ведения конкретного бизнеса, а также распределения ответственности между участниками.
- Инновационная часть включается в документ при применении в процессе реализации проекта каких-либо уникальных технологий и описывает их полезность и конкурентоспособность.
- Маркетинговая политика. Представляет ту часть документа, в которой описывается анализ состояния рынка, конкуренции и выводится предложение по преимуществам проекта. В этом разделе также описывают входные барьеры на конкретный рынок и способы их преодоления, формируется система ценообразования, оценивается спрос на реализацию деятельности. Тут же отражают рекламные методы, план продаж и используемые способы маркетингового анализа.
- Технико-технологический раздел предназначен для обоснования будущей деятельности, отражения перечня и особенностей необходимого оборудования и материалов. Также содержит информацию о поставщиках, графиках поставки, о месте расположения проекта и его масштабах.
- Экологическая часть необходима для описания соответствующих рисков.
- Финансовая часть. В ней проводится оценка выручки и издержек от проекта, выраженных в денежном эквиваленте, его чувствительность к инфляции и окупаемость.
- Общие выводы. Этот раздел предназначен для краткого обобщения изученной информации о реализации проекта, его существенных плюсах, минусах и рисках.
- Приложения. В эту часть включаются модели, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, карты и другие наглядные пособия, характеризующие проект.
- Резюме, отражающее суть проекта, его результаты, распределение средств и финансово-экономическую эффективность.
Если говорить об общих требованиях, предъявляемых законом к содержанию бизнес-плана, то можно выделить следующие:
- объем в пределах 40-45 листов, а для масштабных проектов не более 80;
- оформляется в определенном порядке, где первым идет титульный лист, вторым лист-содержание и потом уже основная информационная часть и приложения;
- на титульном листе указывается не только наименование проекта и его контакты, но и ФИО его составителя.
Методики бизнес-планирования
В процессе бизнес-планирования могут применяться следующие методики:
- Балансовая, когда устанавливают пропорции между материальными предметами и их стоимостью. Для этого используются таблицы с отметками об источниках образования и потребностях.
- Опытно-статистическая, характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя.
- Нормативная, когда для поиска переменных показателей применяют законные нормы и нормативы трудовых и вещественных затрат.
- Экономико-математическая, когда потенциальные показатели деятельности находят расчетным путем и оценивают их значимость и эффективность.
В настоящее время активно практикуются и современные молодые методики формирования проектов коммерческой деятельности.
К ним можно отнести анализ чувствительности, оценку устойчивости, предельный анализ, а также вычисление нормы прибыли на капиталовложения.
Бизнес-планирование играет свою значимую роль в проектировании коммерческой деятельности. Оно позволяет не только ознакомиться со спецификой бизнеса, оценить его возможности, но и определить перспективы успеха и выявить способы их получения.