- Справочник

Особенности бизнес-планирования

Бизнес-планирование выступает одной из форм планирования развития коммерческой деятельности. При этом в отличие от стратегических и тактических планов носит единовременный характер и составляется на момент определения дальнейших перспектив. Эта форма планирования позволяет определить цели бизнеса и методы их достижения.

Цели составления бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой документ широкого профиля, отражающий как организационные моменты конкретного вида предпринимательской деятельности, так и ее финансовые стороны.

Подобный проект составляется с двумя основными целями:

  1. Предоставить предпринимателю, открывающему бизнес, информацию об особенностях дела и способах его ведения.
  2. Предоставить сведения инвесторам, желающим вложить средства в бизнес, о перспективах его развития.

Бизнес-план позволяет определить оптимальные направления для осуществления конкретного вида деятельности и оценить реализацию поставленных целей в сочетании с реальными возможностями.

Чаще всего, документ составляют в следующих случаях:

  • если возникает необходимость в привлечении инвестиций со стороны третьих лиц;
  • если происходит смена владельца компании или организация нового дела;
  • если предполагаются крупные изменения в текущей деятельности компании (закупка дорогостоящего оборудования или материалов, открытие дополнительных производств и т. п.).

Требования к содержанию бизнес-плана

При составлении бизнес-плана важно, чтобы он отражал полноценную информацию о конкретном виде деятельности, о его целях, задачах, стартовом капитале, перспективах организационного и финансового развития за определенный период.

 

При этом формат документа должен быть выполнен так, чтобы его содержание строилось по следующим обязательным разделам:

  1. Введение содержит сведения об актуальности проекта и степень влияния на него текущего состояния конкретного сегмента рынка.
  2. Общая информационная часть предназначена для описания проекта — его наименования, сущности, владельца и при наличии инвесторов.
  3. Организационная часть предназначена для расшифровки особенностей и специфики ведения конкретного бизнеса, а также распределения ответственности между участниками.
  4. Инновационная часть включается в документ при применении в процессе реализации проекта каких-либо уникальных технологий и описывает их полезность и конкурентоспособность.
  5. Маркетинговая политика. Представляет ту часть документа, в которой описывается анализ состояния рынка, конкуренции и выводится предложение по преимуществам проекта. В этом разделе также описывают входные барьеры на конкретный рынок и способы их преодоления, формируется система ценообразования, оценивается спрос на реализацию деятельности. Тут же отражают рекламные методы, план продаж и используемые способы маркетингового анализа.
  6. Технико-технологический раздел предназначен для обоснования будущей деятельности, отражения перечня и особенностей необходимого оборудования и материалов. Также содержит информацию о поставщиках, графиках поставки, о месте расположения проекта и его масштабах.
  7. Экологическая часть необходима для описания соответствующих рисков.
  8. Финансовая часть. В ней проводится оценка выручки и издержек от проекта, выраженных в денежном эквиваленте, его чувствительность к инфляции и окупаемость.
  9. Общие выводы. Этот раздел предназначен для краткого обобщения изученной информации о реализации проекта, его существенных плюсах, минусах и рисках.
  10. Приложения. В эту часть включаются модели, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, карты и другие наглядные пособия, характеризующие проект.
  11. Резюме, отражающее суть проекта, его результаты, распределение средств и финансово-экономическую эффективность.

Если говорить об общих требованиях, предъявляемых законом к содержанию бизнес-плана, то можно выделить следующие:

  • объем в пределах 40-45 листов, а для масштабных проектов не более 80;
  • оформляется в определенном порядке, где первым идет титульный лист, вторым лист-содержание и потом уже основная информационная часть и приложения;
  • на титульном листе указывается не только наименование проекта и его контакты, но и ФИО его составителя.

Методики бизнес-планирования

В процессе бизнес-планирования могут применяться следующие методики:

  1. Балансовая, когда устанавливают пропорции между материальными предметами и их стоимостью. Для этого используются таблицы с отметками об источниках образования и потребностях.
  2. Опытно-статистическая, характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя.
  3. Нормативная, когда для поиска переменных показателей применяют законные нормы и нормативы трудовых и вещественных затрат.
  4. Экономико-математическая, когда потенциальные показатели деятельности находят расчетным путем и оценивают их значимость и эффективность.

В настоящее время активно практикуются и современные молодые методики формирования проектов коммерческой деятельности.

К ним можно отнести анализ чувствительности, оценку устойчивости, предельный анализ, а также вычисление нормы прибыли на капиталовложения.

Бизнес-планирование играет свою значимую роль в проектировании коммерческой деятельности. Оно позволяет не только ознакомиться со спецификой бизнеса, оценить его возможности, но и определить перспективы успеха и выявить способы их получения.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.