Чистая прибыль является важнейшим показателем финансово-хозяйственной деятельности любой организации. В ее увеличении заинтересован любой предприниматель. Чтобы получить правильную величину чистой прибыли важно знать показатели, оказывающие на нее влияние, а также формулу расчета.
Содержание:
Что такое чистая прибыль?
Чистая прибыль представляет собой часть доходов, остающихся в распоряжении организации после оплаты всех товаров, работ и услуг, требуемых во время производства, а также налогов и социальных платежей в бюджет государства.
Средства чистой прибыли направляются на модернизацию и расширение производства, а также используются для стимулирования работников. Кроме того, она выступает важнейшим фактором, влияющим на рентабельность, а, значит, и успешность работы хозяйствующего субъекта.
Формула расчета чистой прибыли
Чтобы рассчитать сумму чистой прибыли необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:
- Определяется величина валового дохода, представляющего собой сумму общей выручки от реализации товаров и услуг. Затем выводится сумма чистого дохода, равная валовой выручке за минусом товарных возвратов и предоставленных скидок.
- Вычисляется совокупный размер издержек, учитываемых в расчете себестоимости товаров или услуг.
- Расчетным путем выводится сумма валовой (балансовой) прибыли при применении формулы:
Балансовая прибыль = Чистый доход – Себестоимость и коммерческие расходы.
- С учетом полученного результата балансовой прибыли расчетным путем вычисляется финансовый показатель чистой прибыли при применении формулы:
Чистая прибыль = Балансовая прибыль – Налоговые платежи в бюджет – Внереализационные и операционные издержки.
На практике же, чаще всего, чистую прибыль вычисляют на основе данных бухгалтерского баланса. В этом случае используют формулу, в которой основное место занимаю номера строк отчета:
Чистая прибыль = 2110 – 2120 – 2210 – 2220 + 2310 + 2320 – 2330 + 2340 – 2350 – 2410.
Полученное значение размещается в строке баланса 2400 и дублируется в строке 190 отчета о прибыли и убытках.
Пример расчета
Для наглядности расчета чистой прибыли по установленной форме возьмем показатели хозяйственной деятельности ООО «Кондитер», занимающегося производством различных кондитерских изделий.
По итогам 1 квартала 2016 года, из данных отчетной документации были выделены следующие данные:
- доходы от реализации – 1,5 млн. рублей;
- прочие доходы – 100 тыс. рублей;
- товарная себестоимость – 580 тыс. рублей;
- коммерческие расходы – 120 тыс. рублей;
- административные издержки – 70 тыс. рублей;
- расходы на оплату процентов по кредиту – 60 тыс. рублей.
Порядок расчета чистой прибыли:
- На основании полученных показателей выводим значение балансовой прибыли, которая будет равна (1500000+100000) – (580000+120000+70000) = 830000 рублей.
- Вычисляем налоговую нагрузку, в конкретном случае – это налог на прибыль, который равен 20% от суммы балансовой прибыли: 830000*20% = 166000 рублей.
- Выводим значение чистой прибыли за 1 квартал посредством нахождения разницы между показателями валовой прибыли, налоговой нагрузки и внереализационными расходами: 830000-166000-60000 = 604000 рублей.
Какие показатели влияют на чистую прибыль?
Из определения чистой прибыли и формулы ее расчета следует, что основными показателями, оказывающими влияние на чистую прибыль, являются:
- Выручка организации. Она представляет собой сумму средств, полученных предприятием от покупателей за определенный период. В выручку также включаются доходы, полученные за прочие операции, не относящиеся к основным видам деятельности:
- проценты по предоставленным займам;
- доходы от участия в деятельности других компаний;
- доходы от продажи оборудования и имущества;
- арендную плату и другие.
- Затраты предприятия. В финансовом учете их ведут, как:
- издержки, связанные с производством продукции, они формируют себестоимость;
- расходы на транспортировку и продажу, они формируют коммерческие расходы;
- расходы, не связанные с основным производством или прочие расходы.
В состав основных затрат предприятия включают:
- оплату труда;
- социальные отчисления на ФОТ;
- амортизационные отчисления;
- оплату коммунальных услуг;
- материальные и другие затраты.
Прочие издержки включают в себя внереализационные и операционные расходы, не относящиеся к производству, но оплачиваемые за счет средств предприятия.
К ним относят:
- оплату процентов по полученным кредитам;
- списание остаточной стоимости реализованного оборудования;
- оплату обучения сотрудников;
- расходы на маркетинговые исследования;
- расходы, понесенные в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
Считается, что и показатель размера налоговых платежей оказывает влияние на величину чистой прибыли. Дело в том, что современное законодательство предусматривает несколько режимов налогообложения, для которых разнятся и виды налогов.
Предприятие может платить налог на доходы, налог на прибыль, ЕНВД или совмещать несколько бюджетных платежей в зависимости от закрепленных видов деятельности.
Кроме того, величина налоговых обязательств может варьироваться в зависимости от предусмотренных НК РФ налоговых льгот.
Значение и анализ чистой прибыли
Чистая прибыль отражает конечный результат деятельности любой компании. Ее сумма по усмотрению руководства используется для дальнейшего распределения на различные потребности:
- модернизацию и расширение производства;
- премирование персонала;
- инвестирование деятельности других фирм;
- благотворительность;
- выплату доходов (дивидендов) акционерам;
- создание резервного капитала для покрытия непредвиденных расходов;
- другие нужды.
При анализе чистой прибыли, прежде всего, ее рассматривают со стороны положительного или отрицательного значения. При получении показателя выше нуля можно делать выводы о благоприятных результатах ее деятельности. Если же получается минусовая сумма, то это означает, что деятельность компании за конкретный период принесла убытки.
По одному показателю чистой прибыли нельзя дать полную оценку деятельности компании, тем не менее, она считается важнейшим финансовым результатом, требующим регулярного анализа и контроля.
Ведь связано это не только с важностью ее величины для внутреннего развития производства, но и с тем, что к ней предъявляют первостепенный интерес внешние пользователи, в частности, инвесторы.