- Бухгалтерия

Что такое валовая прибыль?

Валовая прибыль является одним из важнейших прибыльных показателей на предприятии, так как выражает целесообразность его деятельности. Любая компания должна регулярно производить расчеты многих финансовых показателей, включая значение валовой прибыли. Впоследствии полученные итоги позволяют производить анализ эффективности работы производства и определять уровень его рентабельности.

Понятие

Валовая прибыль представляет собой значение прибыли, остающейся в организации до момента совершения налоговых перечислений. Чаще всего, ее определяют как показатель превышения доходов компании над расходами, затраченными на производство и реализацию товаров или услуг.

На этапе определения валовой прибыли важно правильно отличать ее от экономической прибыли. В течение отчетного периода предприятие вполне может произвести расходы, не включаемые в издержки обращения:

  • оплата штрафов;
  • платежи по кредитам, превышающим ставку, установленную законом;
  • списание остаточной стоимости проданных объектов недвижимости
  • и другие.

Эти затраты покрываются за счет прибыли организации, но по правилам не участвуют в формировании валовой прибыли. Поэтому при определении величины валовой (балансовой) прибыли, необходимо правильно выделять производственные и реализационные затраты.

Что влияет на размер ВП?

На размер валовой прибыли оказывают непосредственное влияние два финансовых показателя:

  1. Величина выручки организации, полученной от реализации основных видов продукции и сложенной с доходами, образовавшимися по операциям, не относящимся по учетной политике к основным.
  2. Себестоимость товаров или услуг, включающая в себя сумму издержек обращения, в составе которых учитываются затраты:
  • на приобретение материалов и сырья;
  • на оплату энергоресурсов;
  • на оплату посреднических услуг;
  • на выплату заработной платы и социальных отчислений с нее;
  • на ремонт и модернизацию оборудования;
  • на оплату аренды;
  • на ведение и содержание складского хозяйства;
  • на оплату рекламных и других подобных услуг.

Каждая компания может дополнить указанный список дополнительными строками расходов в зависимости от специфики производства.

Вследствие влияния вышеуказанных показателей на размер валовой прибыли выделяют ряд воздействующих на нее подконтрольных факторов:

  • величина роста объема выпускаемых или реализуемых товаров;
  • улучшение условий конкурентоспособности и качества готовой продукции;
  • расширение ассортимента товаров или услуг;
  • максимальная эксплуатация производственных фондов;
  • снижение стоимости производственного процесса;
  • повышение производительности труда.

Помимо факторов, влияние на валовую прибыль которых должно регламентироваться службой менеджмента, выделяют ряд ситуаций, не попадающих под прогнозирование и контроль:

  • появление законодательных корректировок;
  • глобальные транспортные и ресурсные перестановки;
  • политические реформы в области поддержки бизнеса;
  • природные и климатические изменения;
  • географические и территориальные условия.

Формула

Исходя из определения валовой прибыли, получается, что ее значение находится посредством вычисления разности между суммой доходов организации и себестоимостью продукции. Формула нахождения валовой прибыли имеет следующий вид:

Пвал = В – С, где

В – сумма выручки за определенный период;

 

С – суммарное значение себестоимости (издержек производства) за тот же период.

Чтобы получить правильный размер валовой прибыли, необходимо точно определить сумму издержек, попадающих в себестоимость продукции.

Поэтому для начала в компании должен быть разработан четкий список статей затрат, непосредственно относящихся к производству.

Примеры расчета

Рассмотрим наглядный пример расчета валовой прибыли. За 1 квартал 2016 года ООО «Ривьера» реализовало готовой продукции на 1,7 млн. рублей. За весь период на предприятии учтены следующие производственные затраты по статьям бюджета:

  • заработная плата сотрудников – 585 тыс. руб.;
  • начисления на ФОТ – 168 тыс. руб.;
  • оплата электроэнергии, газа и отопления – 270 тыс. рублей;
  • иные коммунальные услуги – 120 тыс. руб.;
  • материалы – 360 тыс. руб.;
  • ГСМ – 55 тыс. руб.

По полученным данным, расчет валовой прибыли будет проводиться в два действия:

  1. Вычисляем себестоимость за 1 квартал: 585000+168000+270000+120000+360000+55000 = 1558000 рублей.
  2. Вычисляем величину валовой прибыли за 1 квартал: 1700000-1558000 = 142000 рублей.

Соотношение валовой и чистой прибыли

На основании значения валовой прибыли вычисляют конечный финансовый результат деятельности в виде чистой прибыли. Она получается посредством уменьшения валового показателя на сумму налоговых обязательств и прочих не операционных расходов.

После вычисления итоговых показателей прибыли проводят анализ полученных значений. Для его целей рассчитывают коэффициенты рентабельности продаж, показывающие эффективность производственной деятельности компании. Находятся они посредством деления значения валовой или чистой прибыли к сумме выручки. По их значениям определяют долю валовой или чистой прибыли, занимаемую в общей величине доходов компании, и разрабатывают маркетинговые и финансовые мероприятия, направленные на повышение их размеров.

Валовая прибыль всегда отражает фактический результат финансово-хозяйственной деятельности организации, так как получается на основании изменяющихся производственных показателей и не берет во внимание величины фиксированного налогового обложения. Не всегда в конце отчетного периода результаты могут привести к получению прибыли, бывает так, что расходы превышают доходы и по окончании периода формируется валовый убыток. Поэтому любому предприятию для повышения размера валовой прибыли необходимо разрабатывать такую финансовую политику, которая включает мероприятия по повышению доходной части и снижению издержек производства.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.