Современная экономическая наука определяет немалое количество видов прибыли. Все они отражают конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта только на разных этапах производства, реализации и расчетов по своим обязательствам.
Для коммерческих предприятий важнейшим показателем выступает чистая прибыль. Без расчета составляющих ее структурных показателей вычислить значение данного параметра и провести его анализ невозможно.
Одним из таких показателей, занимающих существенную долю в чистой прибыли, является прибыль до налогообложения.
Содержание:
Прибыль до налогообложения: сущность
Прибыль для налогообложения или как ее еще называют операционная прибыль, представляет собой итоговый результат величины средств, остающихся в распоряжении организации после учета следующих сумм:
- себестоимости продукции или услуг;
- коммерческих затрат;
- управленческих расходов;
- прочих внереализационных издержек.
Основной смысл прибыли до налогообложения заключается в отражении значения окончательного дохода компании, который она может:
- отправить на покрытие своих налоговых обязательств;
- оставить в своем распоряжении в виде собственных средств (в случае превышения величины прибыли над платежами в государственный бюджет).
В итоге она выступает промежуточным звеном между валовой и чистой прибылью.
Формула расчета
Исходя из определения прибыли до налогообложения, ее значение получается при нахождении разности между прибылью от продаж и прочими расходами.
В результате формула расчета показателя выглядит следующим образом:
Пднал = Попрод + ПД – ПР, где:
- Попрод – значение прибыли от продаж;
- ПД – сумма прочих доходов;
- ПР – сумма прочих расходов.
Фактически, чтобы получить прибыль до налогообложения, необходимо вычислить сразу несколько значений прибыли.
Рассмотрим формулы их расчета в обратном порядке:
- Прибыль от продаж. Она отражает финансовый результат реализации готовой продукции или услуг и находится по формуле: Попрод = Пв – КЗ – УЗ, где:
- Пв – валовая прибыль;
- КЗ – коммерческие затраты;
- УЗ – управленческие затраты.
- Валовая прибыль. Данный параметр отражает разницу между выручкой от продажи основного товара и его себестоимостью и определяется по формуле:
Пв = В – Спт, где:- В – сумма выручки за определенный период;
- Спт – величина себестоимости проданной готовой продукции или услуг за этот же период времени.
Чтобы получить показатель себестоимости необходимо выбрать все расходы, которые произвела компания в момент производства своей продукции, и сложить их значения.
При этом важно, чтобы в учетной документации заранее было закреплено деление издержек по производственным и вспомогательным статьям.
Факторы, влияющие на прибыль
В связи с тем, что основным показателем, от которого зависит прибыль до налогообложения, выступает прибыль от продаж, то, прежде всего, на ее величину оказывают влияние такие факторы, как:
- Выручка-нетто – средства, полученные от продаж по основной деятельности предприятия.
- Себестоимость реализованной продукции – сумма затрат, потраченных на производство товаров или услуг. К ним относятся: издержки на материалы и сырье, зарплату производственного персонала и социальные отчисления, оплату энергоресурсов и т. п.
- Коммерческие затраты, связанные с хранением и реализацией продукции: складские расходы, упаковка, транспортировка, реклама и т. д.
- Управленческие затраты, связанные с содержанием непроизводственных помещений, территорий, оборудования и персонала: оплата труда административного персонала, оборудование офисов для финансовых и маркетинговых отделов и т. д.
В меньшей степени величина прибыли до налогообложения зависит и от сумм:
- операционных доходов или расходов, складывающихся из поступлений или оплат, производимых компанией в процессе своей деятельности, но не связанных непосредственно с производством: арендные платежи, дивиденды и т. п.
- внереализационных доходов или расходов, складывающихся из поступлений или оплат, не относимых на реализацию, но и не учитываемых в составе прочих операций: проценты по кредитам и займам, штрафы, пени, неустойки, безвозмездные поступления, прибыли или убытки прошлых лет и другие.
Анализ полученных результатов
Анализ прибыли до налогообложения всегда проводят в разрезе составляющих ее показателей. Иными словами, одного цифрового значения недостаточного, необходима оценка всех факторов, влияющих на его формирование за определенный период.
При анализе полученных результатов прибыли до налогообложения дают оценку влияния ее структурных составляющих посредством нахождения их соотношения в виде следующих выводов:
- Чем выше процент доли прибыли от продаж в полученном результате, и чем меньше доля прочих доходов и расходов, тем продуктивней построена коммерческая деятельность компании.
- Если же показатель доли внереализационных и операционных доходов выше процента прибыли от продаж и к тому же еще и увеличивается, то можно судить о сбоях в механизме управления компанией и о том, что она существует только за счет случайных доходов, которые являются нестабильными поступлениями. Без разработки и внедрения налаживающих мероприятий компания может прийти к разорению.
Не стоит забывать и том, что итогом расчета может стать не прибыль, а убыток. В этом случае также проводят подробный анализ факторов и показателей, способствующих получению отрицательных результатов коммерческой деятельности.
Прибыль до налогообложения выступает важным показателем финансового состояния коммерческой организации. Благодаря оценке ее значения можно рассуждать об эффективности работы управленческого аппарата, об итогах и перспективах развития компании, ее стойкости к внешним изменениям экономики.
Прибыль до налогообложения обязательно отражают в финансовой отчетности. Кроме того, ее значение позволяет потенциальным инвесторам и компаньонам судить о надежности и эффективности сотрудничества.